Об уникальности Ватикана знает весь мир, и официально это правительство, признанное минимальным (хотя, оказывается, в Риме есть и ещё наименьшее – дом Мальтийского ордена), появилось в Одна тыща девятьсот 20 девять году. Но история Ватикана началась за многие сотки лет ранее – пожалуй, с тех времён, как появился титул Папы Римского – с III-IV веков н. э. Посреди VIII века Папа Стефан II получил в подарок от короля франков маленькую местность, позднее известную, как Папская область – образованное в этой области правительство много веков игралось важную роль в политической жизни Европы и католического мира в целом.
Наполеон Бонапарт, страстно желавший сделать всё по-своему, устранил Папскую область, но в Одна тыща восемьсот пятнадцать году она была восстановлена; но в процессе событий XIX века – революции в Италии и объединении страны, Папа стал терять свои владения и возможности, хотя ему и был оставлен суверенитет в границах местности Ватикана. Неопределённость длилась до принятия Латеранского пакта в феврале Одна тыща девятьсот 20 девять года – тогда Ватикан и стал суверенным государством.
В Латеране двор Папы находился до XIV века – в Одна тыща триста 70 семь году резиденция переместилась на бугор Mons Vaticanus – отсюда и происходит заглавие этого уникального страны.
Логично, что за свою многолетнюю историю Ватикан стал истинной культурной и религиозной сокровищницей не только лишь для христиан, да и для всего остального мира: невзирая на малую местность, папы смогли собрать огромное количество неоценимых коллекций живописи, статуи, рукописей – не напрасно молвят, что в музеях Ватикана можно потеряться навечно.
В комплекс Ватиканского дворца заходит именитая Пинакотека – галерея живописи: хотя картин в ней не настолько не мало, она считается собранием самых ценных и редчайших шедевров величавых и узнаваемых живописцев.
Пинакотека – слово греческое, и происходит от 2-ух слов – ««pinaco» — доска, и «teca» — хранилище. Если учитывать, что многие картины ранее писались на досках, то понятно, почему так стали именовать картинные галереи – в Пинакотеке Ватикана тоже есть картины на дереве. Всего в ней Восемнадцать залов, и представлены картины в главном итальянских мастеров – от Эры Ренессанса до XIX столетия.
Около Четыреста шестьдесят картин располагаются в хронологическом порядке: длительное время они находились в папских покоях, но позже для коллекции было выделено отдельное крыло дворца – в Одна тыща девятьсот восемь году Пинакотека открылась для публики. Сейчас она находится в здании, специально построенном в Одна тыща девятьсот 30 два году.
В Пинакотеку Ватикана непременно нужно пойти, даже если времени на экскурсионную поездку даётся мало.
Начинается коллекция с работ живописцев XI-XII веков, о которых мы знаем не достаточно – это монахи Николо и Джованни.
Дальше идут работы Джотто ди Бондоне, считающегося главный фигурой в истории европейской живописи – можно сказать, что на его работах выросли такие гении искусства, как Рафаэль, Микеланджело и величавый Леонардо да Винчи.
В Пинакотеке хранится одна из самых узнаваемых работ Джотто — «Полиптих Стефанески», написанный в XIV веке по заказу кардинала и нареченный его именованием. Работа предназначалась для алтаря базилики Святого Петра, и сохранилась практически вполне – не хватает только 2-ух фрагментов. Живописец изобразил библейские сцены – Христа, Святых Петра и Павла, также других святых, апостолов, Деву Марию и самого заказчика – кардинала Стефанески, преклонившего колени перед Спасателем – с одной стороны триптиха, и перед святыми – с другой; так изображали собственных заказчиков многие живописцы тех пор.
Обрисовать и даже перечислить все работы тут нереально, но мы упомянем хотя бы о неких из их.
Посреди многих картин Рафаэля охото отметить «Преображение Христово» — его последнюю работу. Живописец не успел окончить её – он ушёл из жизни рано, в возрасте 30 семь лет, и картину дописывал другой мастер – Джулио Романо, узнаваемый, как 1-ый посреди учеников Рафаэля. Изображение представляет собой вроде бы две части: в верхней – Христос и пророки Илия и Моисей, парящие над горой Фавор, и упавшие на землю апостолы, а в нижней – сцена исцеления ребёнка, в каком пробуют принять роль огромное количество людей – она написана Романо. Их фигуры выполнены идеально, но в их нет той возвышенной простоты и настоящей святости, которой отличаются образы высшей части картины, а краски не такие светлые и тёплые, как у Рафаэля – кстати, «Преображение» выполнено на дереве.
Картина Леонардо в Пинакотеке одна, и тоже незавершённая – это «Святой Иероним» — она была заказана мастеру флорентийской церковью, но сначала 1480-х годов он уехал в Милан, и работа осталась неоконченной. Святой изображён в довольно сложной позе, в движении, совместно с львом, ставшим его преданным другом. Легенда повествует, что в один прекрасный момент к Иерониму, жившему в монастыре, пришёл лев – животное хромало, но все испугались и убежали. Иероним же повелел монахам вымыть лапу зверька – оказалось, что в ране колючки; когда их вынули, и лев поправился, он стал аккомпанировать святого всюду.
Караваджо жил и писал после Рафаэля и Леонардо – это был уникальный живописец: понятно, что он очень обожал писать с натуры, и в качестве натурщиков использовал обычных людей – даже Святую Деву он мог написать с куртизанки. Уникальность Караваджо отлично видна и в известной алтарной картине «Положение во гроб»: всё смотрится очень близко к реальности и органично – конкретно это церковь нередко ставила в вину художнику, — хотя глубину драмы это нисколечко не уменьшает – скорбь персонажей может ощутить каждый зритель.
Тициан Вечеллио – один из величайших живописцев Возрождения, прожил долгую жизнь; его имя стоит в одном ряду с именованием Леонардо, Рафаэля и других гениев той эры. Одно из последних его произведений – «Святой Себастьян», хранится в Пинакотеке Ватикана. К виду этого святого – юного воина-римлянина, принявшего христианство, и вкупе с ним – страдальческую погибель, обращались многие живописцы Возрождения. Тициану вообщем было характерно прославление человека, его духовного величия и несгибаемости в самых тяжёлых ситуациях – эта работа была мастером в особенности любима.
На картине художника Позднего Возрождения Паоло Веронезе, написавшего огромное количество работ по библейским сюжетам, изображена Святая Лена – мама Константина, римского правителя, начавшего официальное распространение христианства. За свою деятельность императрица Лена причислена церковью к равноапостольным святым; живописец изобразил её, как богато одетую, респектабельную даму средних лет, дремлющую у окна – молвят, что за изображение святых в шикарной и наряженной одежке, и вообщем за ветреное отношение к духовным сюжетам Веронезе даже был привлечён к суду инквизиции, и ему пришлось кое-что исправлять в неких собственных работах, чтоб избежать кары.
Никола Пуссен был одним из родоначальников классицизма — он жил в XVII веке; в большинстве случаев сюжеты его картин были историко-мифологическими. Пуссен делал заказы не только лишь архиепископов и других духовных лиц, да и аристократов, также работал при дворе короля Людовика XIII – образы, создаваемые им, были безупречны, великолепны и совершенны. Но его картина «Мучение святого Эразма» вызывает у зрителя настоящий кошмар – так внушительно и реально смотрится картина экзекуции. Связанный святой брошен на скамью, и палач разрывает острым крюком его тело, изображённое с особенной тщательностью – это терзаемое тело совершенно не похоже на те красивые образы, которые были эталоном классицизма. Картина была заказана художнику церковью в Одна тыща 600 20 восемь году – этот заказ был очень важен, и на него ушло много сил и времени.
В залах Пинакотеки можно узреть ещё огромное количество работ величавых мастеров живописи различных эпох и веков. Один из залов стопроцентно посвящён портретам – в главном это портреты римских пап, но есть также изображения царей. В другом зале представлена византийская и даже российская живопись; есть зал с иконами и мозаикой, маленькими старыми статуями и археологическими находками – произведениями живописцев Рима начала I тысячелетия н.э.
Само здание Пинакотеки тоже заслуживает внимания, как монумент архитектуры: и снутри, и снаружи оно величаво и прекрасно – это реальный шедевр, хотя и сделанный не так давно – в XX веке. Обрисовать его кратко, как и собранные в нём произведения искусства, навряд ли может быть, потому лучше посетить Ватикан лично – сейчас для этого все есть способности.
Гатаулина Галина