Рязанский кремль

В современной Рязани её Кремль, самая красочная и древная часть, остаётся историческим центром. Рязанский Кремль считают одним из наикрасивейших сооружений старой Руси.

И сейчас он тоже почти во всем определяет вид городка: его очень отлично видно на том высочайшем месте, которое он занимает – у впадения Лыбеди в Трубеж. Кремль именуют ядром Рязани, и его история начинается с конца XI века.

Равномерно, в течение веков, одни постройки сменяли другие, и сейчас ансамбль Рязанского Кремля – это Восемнадцать разных зданий, от XV до XIX века.

Одним из выдающихся сооружений Кремля является Архангельский собор, который строился в XV-XVII веках. Он считается древним из сохранившихся памятников, если не считать остатков Успенского храма, ещё более ранешнего – на его месте сейчас стоит Христорождественский собор.

Архангельский собор ранее был домовой церковью князей и местом захоронения рязанских архиереев. Это одноглавый традиционный храм, крестовокупольный и четырёхстолпный, с 3-мя входами. В Одна тыща 600 40 семь году храм был очень разрушен в итоге сильного пожара, и потом перестроен, но отличительные признаки архитектуры XV века отлично сохранились.

В XIX веке к храму была пристроена трапезная, более низкого объёма. Сейчас в Архангельском соборе можно узреть изумительные коллекции искусства Старой Руси.

Церковь Богоявления построена приблизительно посреди XVII века. Ранее на этом месте стояла другая церковь, но пожар, от которого пострадал Архангельский собор, разрушил и её.

Храм роскошный, с пятью золотыми главами, а трапезная и шатровая колокольня делают его более красочным, хотя и размещены по отношению к нему асимметрично.

В первой половине XVII века построена и церковь Святого Духа. Это двухшатровый храм – такие строились достаточно изредка. У этой церкви две апсиды – выступа с перекрытиями, а четверик маленький, увенчанный кокошниками и 2-мя шатрами.

Трапезную и трёхъярусную шатровую колокольню выстроили позднее, в XVIII и XIX веках. Узкая краса этой церкви всегда поражает того, кто лицезреет её в первый раз, но её внешние элементы не отличаются декоративностью. Сейчас в этом здании размещается научная библиотека, принадлежащая музею.

Христорождественский собор, который до XVIII века именовался Старенькым Успенским – это тоже ранешний монумент архитектуры XV века, но построен он в самом его начале.

Белокаменная кладка в неких местах собора и цоколь свидетельствуют об этом – так строили конкретно в то время. Собор поначалу был общегородским храмом и княжеской усыпальницей; тут похоронены сестра Ивана III и дочь Дмитрия Донского.

Когда выстроили новый кафедральный Успенский собор, старенькый стали именовать Христорождественским. Собор много раз перестраивали и расширяли, потому сейчас он смотрится в главном как храм XIX века.

Центральным строительным монументом рязанского Кремля является Успенский собор, построенный в XVII веке известным зодчим Бухвостовым. Тогда этот храм превосходил размерами все постройки – посреди их он казался потрясающим.

Высота храма – 70 два м, а площадь – Одна тыща 600 м; этот собор остаётся самым весомым монументом эры, именуемой в архитектуре «нарышкинским барокко».

В нём всё уникально: архитектура, иконы, скульптурные изображения. Оконные наличники и порталы собора выложены белоснежным камнем, покрытым резьбой, которой нет больше нигде – это реальный шедевр.

Иконостас XVII века, находящийся снутри собора, тоже уникален – это его главное украшение. Высота иконостаса – 20 семь метров, иконы идут в Семь ярусов, а его резьба является истинной художественной ценностью. Колонны, покрытые этой ажурной резьбой, выполнены из цельного кусочка дерева. В текущее время собор открыт для посещения летом.

На рубеже веков – XVII и XVIII – построен Спасо-Преображенский собор. Спонсором строительства был рязанский негоциант М. Немчинов.

Собор одноглавый, бесстолпный, с очень обычный архитектурой – это четверик, по углам которого размещены пучки тонких тройных колонн. Белокаменные наличники окон украшены резьбой в «нарышкинском» стиле, а сам собор – разноцветными изразцами, опоясывающими его. Данный стиль в архитектуре отличается симметричностью композиций и пышностью декора – резьбы по белоснежному камню.

Самым поздним монументом рязанского Кремля является четырёхъярусная Соборная колокольня. Высота сооружения – Восемьдесят 6 метров, а золотой шпиль – практически 20 5 метров.

Колокольню строили около 50 лет, до Одна тыща восемьсот 40 года, и в строительстве участвовали различные архитекторы и мастера, но её общая композиция смотрится целой и завершённой. Для Рязани эта колокольня стала принципиальным сооружением – подобно колокольне Ивана Величавого для Москвы.

Строгость и чистота стиля отличает Соборную колокольню рязанского Кремля от других, построенных в традиционном стиле в различных городках Рф. 3-ий ярус колокольни оборудован смотровой площадкой – оттуда очень отлично видно не только лишь весь Кремль, да и весь город Рязань, и его округи.

Достопримечательностями Рязани являются также монументы штатской архитектуры.

Так, консисторский корпус Владычного двора был построен посреди XVII века. Это здание составляет единый ансамбль с Вокальным корпусом и Дворцом Олега – Архиерейскими палатами; подразумевается, что всё это строил один конструктор.

Консисторский корпус – здание служебного предназначения, и использовалось для управления епархией. Со всех боков к нему примыкают разные хозяйственные постройки, возведённые в то же время – от сараев до бочарни и кузницы. На втором этаже строения есть помещение, где на стенках остались куски росписи, на которой изображены сюжеты, изредка применяемые для декорации — они изображают судебные сцены.

Наибольшим штатским сооружением Кремля являются Архиерейские палаты – это прекрасное здание. Его окна напоминают древние теремные, и украшены цветными наличниками. Здание именуют Дворцом Олега из-за изображения князя, которое ранее было на его фронтоне – он жил и правил в Рязани в XIV веке.

Здание палат было выстроено не сходу: два первых этажа строились предположительно этим же архитектором, который строил консисторский корпус. Остальное достраивали другие – уже в последней четверти XVIII века.

В общей трудности здание строилось более 100 лет – в нём жили архиереи городка Рязани, также располагалась их домовая церковь и разные помещения хозяйственного предназначения. Сейчас длина этого каменного прямоугольного трёхэтажного строения составляет Девяносто четыре метра, и в нём устроен музей с обилием увлекательных заповедных экспозиций.

Конструктор Ю. Ершов, очень узнаваемый в XVII веке, и принимавший конкретное роль в строительстве обрисованных выше штатских построек, строил и Вокальный корпус. Хотя это здание так именуется, предназначено оно было для другого – в нём жили служители архиереев – казначей и эконом, но тут же проводились и спевки.

Здание выстроено из кирпича; форма прямоугольная и всего два этажа, но стилю архитектуры собственного времени – XVII века – оно на сто процентов соответствует. Серьезное и прекрасное, оно смотрится наряженным благодаря крыльцу, которое припоминает строительный стиль старой Руси.

Роспись стенок в здании тоже отчасти сохранилась, и даже стопроцентно восстановлено в интерьере одно из жилых помещений – потому что это было посреди XVII века. В Вокальном корпусе сейчас тоже размещен музей – его экспозиции говорят о различных сторонах жизни рязанцев в те времена.

Необычное оборонительное сооружение – старый земельный вал, устраиваемый в течение нескольких веков – с XIII по XVII, тоже достойно внимания и восхищения. Вал тянется практически на Триста метров – сейчас на нём нет древесных стенок и башен, но они сохранялись ещё сначала XVIII века.

С внешней стороны вала был заполненный водой глубочайший ров; сейчас вал стал более пологим – со стороны Кремля Девять метров, а с наружной стороны – Восемнадцать метров, но он не утратил собственного величия и грандиозности, и до сего времени с него можно отлично созидать всю прилегающую местность.

Эти валы – вправду потрясающие строительные и археологические монументы. В Старой Рязани они игрались важную оборонительную роль, но были устроены так, что отлично вписывались в окружающий ландшафт, не нарушали природный рельеф, и даже защищали город от погодных и погодных явлений.

В XXI веке рязанский Кремль остаётся центром городка, хотя город очень разросся. Если глядеть на Кремль с левого берега реки Трубеж, то он припоминает цепь вертикальных сооружений, начиная с Духовской церкви и закачивая высочайшим шпилем Соборной колокольни. Идеальнее всего идти к кремлю со стороны Москвы – в конце улицы можно созидать Успенский собор и колокольню, и поначалу кажется, что они спаяны вместе.

Строения и сооружения рязанского Кремля различны, но делают единый ансамбль, хотя воспоминание создают многозначное, и могут напомнить типичный строительный калейдоскоп.

Но Успенский собор, непременно, возглавляет ансамбль – как суровый, старый и мощный страж.

Монументы рязанского Кремля изучаются и реставрируются до сего времени. Археологи и историки продолжают открывать новые имена и неведомые действия, и подобные исследования будут длиться ещё очень длительно.

Гатаулина Галина